ПЕРВЫЕ ИГРЫ
Для малыша до года хороша тряпичная кукла из нежного, бархатистого материала. Ее тельце мягкое и легкое, что позволяет маленькому без труда с ней манипулировать. Он может ее сжимать ее в ручках, трясти, покусывать, устойчивая ко всем пробам, яркая, с круглым, улыбающимся лицом, она чаще других игрушек привлекает внимание и интерес ребенка. Около 18 месяцев появляется игра-имитация, малыш укачивает куклу, накрывает одеяльцем, подносит к ее рту ложечку. Но такая игра еще не вполне осмыслена, у ребенка пока нет представления, плана "о чем" будет игра, она проста и бессюжетна. Повторяя с куклой все те действия, которые обычно совершают с ним, когда его укладывают спать, кормят или купают, ребенок начинает лучше осознавать себя, он как бы видит себя со стороны. Играя, ребенок копирует модель поведения свойственную его маме в отношениях с ним, но его действия несколько механические, он пока не одушевляет куклу.
В этом возрасте малыши любят одевать и раздевать кукол. Их очень привлекает возня с одеждой, поэтому в игрушечном арсенале ребенка должна появиться кукла с некоторым количеством легко снимаемых вещей. Раздевание, конечно, дается значительно легче, затем, юный стилист, сосредоточенно сопя, пытается натянуть одежки, порой путаясь в их назначении, обычно без помощи взрослых здесь не обойтись.
"Как мама"
Примерно до трех лет мальчики могут играть в куклы наравне с девочками, получая от этого массу удовольствия. Вопреки бытующему мнению эти игры не отклоняют их поло-ролевую идентификацию, поэтому не стоит ограничивать игрушечный репертуар мальчика одними машинками. Девочки же в игре в куклы примеряют на себя роли как будущей мамы, так и будущей женщины, со всеми атрибутами женственности.
"Нет, Катя, так делать нельзя, посмотри, ты вся испачкалась, кушай аккуратней" - трехлетняя Даша вовсю занята воспитанием своей куклы. Брови нахмурены, кулачки уперты в бока, она грозно провозглашает: "Какая же ты непослушная, вечно все делаешь без спроса!" Затем выражение лица меняется и она нежно басит: " А теперь иди к папе". Через игру маленькая девочка идентифицируется с мамой, копируя и усваивая присущие женщинам черты. Поэтому не удивляйтесь однажды услышав: "Доченька ложись спать, дайка я потрогаю твой лоб. Ой, ты очень горячая, ты заболела и не пойдешь завтра в детский сад". Дочь повторяет Ваши слова, произнесенные некоторое время назад. Примеряя на себя роль мамы она не только получает социальные навыки, но и отчасти компенсирует свое зависимое от взрослых положение, утверждая свое превосходство над куклой -дочкой.
Играя ребенок выражает свои чувства, свои, порой скрытые от глаз взрослых, потребности, свое отношение к той или иной жизненной ситуации. Именно поэтому куклы могут использоваться в терапии, и как детектор неблагополучия, и как средство, с помощью которого ребенок может поведать о своих сложностях. Появление в семье еще одного ребенка, ссора родителей, сложности в общении с другими детьми - кукла поможет рассказать ребенку о том. как он переживает эти ситуации, и на сколько с ними справляется. А также может стать утешительницей и хранителем секретов. Поэтому куклы привлекают не только девочек, но и мальчиков.
Немного позднее в жизнь девочки войдут куклы- манекенщицы, длинноногие красотки с идеальной фигурой и прекрасными волосами. Такие куклы позволяют идентифицироваться не столько с материнским, сколько с женским началом. После трех лет маленькие принцессы хотят обращать на себя внимание, вызывать восхищение, учатся кокетничать и уже вовсю озабочены своим гардеробом. Девочки придумывают своим куклам наряды и прически, готовя их к приходу гостей или поездке на бал. Они примеряют на кукол разные профессии и занятия: врача, учителя, певицы. Посредством игры воплощаются самые заветные мечты, девочка воображает себя участницей прекрасной, легкой и беззаботной жизни, которую ведут улыбчивые, разодетые красавицы-куклы.
Но мало помалу девочки расстаются со своими любимицами, убирают их в коробки или отдают младшим сестрам. Жестокая судьба всех кукол. Но, однажды они станут мамами, прежние чувства возродятся и будут с любовью преподнесены дочерям.
Какую же все-таки куклу выбрать для своей малышки? Ответ прост: позвольте ребенку сделать свободный выбор, соответствующий его потребностям. Независимо от дизайна кукла выполняет свои многочисленные функции, всегда оставаясь на вершине хит-парада игрушек для девочек.
До одного года. Вы можете предложить своему малышу тряпичную куклу, небольшого размера, яркую, с улыбающимся лицом. Она должна быть мягкой и легкой, чтобы ребенку было удобно удерживать ее в ручках.
Около двух лет. Кукла-младенец, которую можно мыть, с гнущимися конечностями и легко снимающейся одеждой. Она прекрасно подойдет не только для игр, но и для купания в ванной.
В три года будет уместна кукла выглядящая как настоящая девочка, с расчесывающимися волосами и богатым гардеробом.
К четырем годам Ваша маленькая принцесса с удовольствием будет играть с великолепной куклой-моделью.
После пяти лет. Забавная тряпичная кукла, с модным подростковым гардеробом и массой аксессуаров.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.